вернуться назад

Коррупция начинается с чаевых

12 сентября 2016

bez-nazvaniyaСидели мы как-то с одним моим знакомым в центре Одессы, в  “итальянской” пиццерии. Честно, название уже не вспомню. Пообщались, поужинали. Нам принесли счёт, мы расплатились и вдруг от официанта рухнула такая неприметная фраза: “Почему столько? Разве что, я вас плохо обслуживал?!”. В том плане, как вам не стыдно, заказали на 300 гривень, а оставили на чай 30 гривень!

Честно скажем, был весьма удивлён, поскольку 10% – это стандарт, но официант почему-то обиделся и сделал такой вид, якобы мы ему должны дать 50% от полной суммы.

На самом деле, чаевые – весьма привычный элемент сферы обслуживания, особенно в крупных городах. С этим сталкиваешься каждый раз, когда идёшь в ресторан и даже не вникаешь в суть самого явления, давать кому-то деньги за исключительное к тебе отношение (мол, мы побегаем, а ты нам вдвойне отстегнёшь). Иногда доводится читать на Facebook, что чаевые – кромешное зло.

Давайте разберёмся:

”Чаевые” принято давать практически повсеместно, пожалуй, кроме некоторых стран Востока. Но только в наших заведениях, люди c кислым выражением лица, могут тебе рассказывать, сколько бы миллионов они хотели заработать. А всё почему? В нормальных цивилизованных странах весь персонал конкурирует за качество обслуживания. На Западе официанты, таксисты получают достойную заработную плату, а чаевые – лишь приятный бонус. Поэтому на западе каждый держится за своё место и никогда не позволит себе упрекнуть за «чаевые». У наших же чаевые – это большая часть дохода, ведь с нормальной зарплатой скупятся даже солидные заведения. Официанты не зарабатывают, а добывают себе заработную плату?!

Но вопрос о необходимости чаевых, их разрешения и запрета, временно поднимается во многих странах. В цивилизованном мире, чаевые являются безусловной традицией, от которой нельзя отойти.

EASTERN  ORIENT EXPRESS

Вот что, примерно, выдвигают сторонники чаевых во всём мире:

  1. Оплата за конкурентную дополнительную услугу. Заключается эта услуга в оперативности, помощи в выборе блюда и других прелестях тактичного обслуживания.
  2. Оценка за качество. Обычно измеряется в процентах. Действительно, хорошо обслужил – получил хорошо. Плохо – тогда ничего или минимум. Часто встречается подобная шкала:
  • 5% – плохо.
  • 7% – хорошо.
  • 10% – отлично.
  • 15% – превосходно.
  1. Возможность показать свой статус. Хороший, прикормленный официант, администратор отеля или бармен могут добавить пару хороших штрихов для приглашенного гостя, партнера.

Теперь минусы, заставляющие поставить клиента в неловкое положение:

  1. Мой случай. Двойная цена за обслуживание. Когда ты идёшь в хороший ресторан, ты рассчитываешь на хорошие блюда, хорошие напитки и отличное обслуживание. Услуга “расторопности” должна быть включена в стоимость блюд.
  2. Не всегда правильная оценка. Во многих странах, где я бывал, ты должен оставить чаевые вне зависимости от того, хорошо тебя обслужили или плохо.

В некоторых ресторанах нашего города чаевые уже включены в счёт – то есть, не менее 10%. Какая тут оценка, если человек, который тебе меню под ноги кидает, за это ещё и получит деньги.

  1. Коррупция. Как бы печально это не звучало, мы платим за то, чтобы нас обслужили намного лучше, чем человека за соседним столиком. Хотя вы пришли в один ресторан, заплатили одинаковые деньги за блюда и напитки. Постепенно формируется мышление, уплатив относительно небольшие деньги, ты всегда можешь получить себе больше, чем сосед. Почему бы взятки официально не переименовать в “чаевые”?

Вывод: несмотря на то, что чаевые превратились в некоторую дань, стоит адекватно оценивать вывод о проделанной работе. Особенно исказили понятие “благодарность”, превратив его в “вы только 10% оставили?!”.

А сколько вы оставляете чаевых? Будем рады вашему комментарию на странице Facebook.

 

Другие статьи

Готовы ли вы к открытию летней площадки?

Мартовское солнышко порадовало нас ранней весной и по прогнозам лето в этом году наступит раньше. А значит пора уже красить заборчики на вашей летней площадке и готовиться к сезону. Мы не будем говори

14 мая 2014

Страх изменений в бизнесе

Внедрение изменений, восприятие изменений, проводники изменений. Эти понятия достаточно легко вошли в бизнес сферу. В сложной экономической ситуации многие компании искали необходимые изменения, котор

21 октября 2016

“Новая версия iiko 6.3”

Упрощаем контроль над закупочными ценами Теперь вы можете сравнивать цены на поступающие товары не только с теми, что были утверждены в прайс-листах поставщиков, но и с внутренним стандартом цены. К

5 апреля 2019